Театр Алексея Рыбникова - Князь Андрей: история вне времени. Премьера спектакля Алексея Рыбникова «Le prince André, Князь Андрей Болконский»

В МТКМО («Градский холл») прошли первые показы премьерного спектакля Алексея Рыбникова «Le prince André, Князь Андрей Болконский». Режиссëр создал собственный жанр с загадочным названием «опера-драма», наполнив слова Толстого музыкой и сопроводив сюжет грацией танца и красочными декорациями.

Роман-эпопея был завершен Толстым в 1869 году, его сюжет известен почти во всех уголках мира. Однако история главного героя – князя Андрея – благодаря легендарному композитору Алексею Рыбникову, автору «Юноны и Авос», прозвучала актуально и динамично вновь. Само название постановки уже наводит на мысль о том, что основной сюжетной линией станет история Андрея Болконского, а развитие остальных персонажей останется за пределами обозримого. Но через жизнь и судьбу героя зрители успевают проследить множество важных событий: становление имперского величия Наполеона и его разгром, храбрость русских солдат под Бородино и мелкие козни светских повес во главе с Анатолем Курагиным, тяготы лишений русских солдат и офицеров на поле боя и блеск салона Анны Павловны Шерер, которая, как и в романе, начинает эту историю.

С завязки и до финала несмотря на глубину и серьезность повествования ощущается определенная легкость и неизменное чувство юмора. Так возвышенное светское общество, щебечущее по-французски, в мгновенье превращается в неразборчивый гомон, прерывающийся лишь после заветной фразы дворецкого «Сильвупле, кушать подано!».

Повествование во многом построено на контрастах. Драматическое движение по «русским ухабам» позволяет зрителю не скучать, а героям раскрыть себя в различных ипостасях. Сразу после роскоши дворянского убранства и даже величия на коронации Наполеона мы видим пугающий крадущийся между бойцами туман. Главнокомандующие точно дирижируют своими солдатами, а те безвольно, но отчаянно сражаются и падают по взмаху всевластной руки. Сцены боя заставляют сжиматься от ужаса, а песня воинов о молодой вдове пробирает насквозь.

Война и мир показаны на сцене невероятно реалистично не только с помощью богатых костюмов и декораций, но и с участием современных технологий. Специально для постановки был привезен огромный мультимедийный экран. Игра света, цвета и цифровых возможностей – приятно кружит голову, стирая грани между реальностью и вымыслом. Знаменитая лунная ночь Наташи Ростовой превращается в зарисовку-фантазию, где чувства только влюбляющихся людей, становятся осязаемыми. Хочется протянуть руку и прикоснуться к звездам. Начало второго акта и вовсе ломает стену между зрителями и актерами. Световые лучи выходят в зал, расширяя сценическое пространство и окончательно затягивая в омут происходящего.

Пересказывать сюжет во многом не имеет смысла. Автор либретто сохранил основные вехи повествования, а текст Толстого бережно переработал в современный речитатив. Иногда кажется, что актеры намеренно читают слова нараспев, точно молитву, что придает чарующую музыкальность. Говорить о постановке без эпитетов и витиеватых слов достаточно трудно, просто потому что она оставляет ощущение чего-то завораживающего и не отпускающего вас даже после того, как вы выйдете на промозглую улицу.

Жизнь Андрея Болконского была непрерывным поиском своего предназначения: доблесть на войне, холодность в миру, а затем внезапная весна в душе и поздняя влюбленность меняют героя на глазах зрителей. Как бы парадоксально это не звучало, но лишь умирая он влюбляется в жизнь, прощает обиды, открывает свое сердце для нового прекрасного чувства. Кажется, что на этом драматичном моменте должен опуститься занавес, ведь история главного героя подошла к концу. Но жизнь, как всегда, продолжается. Наташа Ростова выходит замуж за Пьера, рожает ему детей, смеется и улыбается, но стоит ей остаться одной, как издалека…тихо-тихо…слышится робкая мелодия и в голове звучат те самые слова ‘Je t’aime, Natasha’. Любовь не имеет сроков давности и оказывается вне времени. Мгновенье, темнота, на сцене не остается героев. Только летящий снег и пронзительная музыка, которая напоминает зрителям о самом сильном чувстве, рождающемся в душе.

На премьере побывали: Карина Липская и Полина Острижная.

https://dzen.ru/media/artandculture/kniaz-andrei-istoriia-vne-vremeni-premera-spektaklia-alekseia-rybnikova-le-prince-andr-kniaz-andrei-bolkonskii-636972277ba7dd74c2e1adcc