Театр Алексея Рыбникова - Сначала музыка, потом слова

(Итал. Prima la musica e poi le parole) – одноактная комическая опера Антонио Сальери, написанная в 1786 году на либретто Джамбаттисты Касти.

 

Сюжет

В условиях крайней спешки, когда до премьеры остается всего четыре дня и у придворного капельмейстера графа Опицио нет времени сочинять что-то новое, он находит среди старых своих рукописей прекрасную музыку, сочинённую для оперы-буффа. Однако музыка не подходи к либретто, написанному придворным поэтом и предназначенному для оперы-сериа. Капельмейстер, настаивая на приоритете музыки, заставляет поэта подогнать под наличную музыку свой текст. Тем более что граф обещал специальное вознаграждение, если в опере будет петь его протеже – певица оперы-буффа. Впрочем, и у поэта имеются готовые тексты на все случаи жизни.

На прослушивание приходит донна Элеонора, певица оперы-сериа; не сумев вписаться в музыку буффа, она в бешенстве удаляется, а внимание капельмейстера и поэта привлекает очаровательная Тонина, певица буффа. Но Тонина предъявляет свои требования к музыке и тексту.

В разгар работы над оперой возвращается Элеонора, – в борьбе за партию певицы пытаются перепеть друг друга, образуя комический дуэт.

 

История создания оперы

Император Иосиф II, любивший устраивать состязания между композиторами (как и между либреттистами), к «Увеселительному празднику в честь генерал-губернатора Нидерландов» заказал своим любимцам – А.Сальери и В.А.Моцарту – одноактные комические оперы на одну и ту же тему: театральное закулисье. При этом Моцарт должен был писать оперу на немецкое либретто Готлиба Штефани-младшего, а Сальери – на итальянское либретто Джамбаттисты Касти. Обе пары сложились не случайно: Моцарт со Штефани написал свою единственную на тот момент успешную оперу – «Похищение из сераля» (1782); плодом содружества Сальери и Касти была написанная в 1785 году популярнейшая опера-буффа «Пещера Трофония». Как пишет Марио Корти, фактически это было состязание между итальянской комической оперой и немецким зингшпилем.

Оба сочинения были представлены публике в Шёнбрунне 7 февраля 1786 года. В опере Сальери

партию Элеоноры исполняла знаменитая Анна Сторачче, Капельмейстера пел Франческо Бенуччи, а Тонину – Челеста Кольтеллини. Победу одержало сочинение Сальери и, как считалось в то время, доказало превосходство итальянской оперы-буффа над немецким зингшпилем.