Художественный руководитель и создатель Театра
Алексей Львович Рыбников – композитор, Народный артист России, Лауреат государственной премии Российской Федерации
Алексей Рыбников родился в творческой семье – его отец был скрипачом, а мать – художницей. С первых дней жизни мальчика окружали музыка, рисунки и эскизы, выполненные рукой его мамы. В то же время, в числе самых ярких детских впечатлений, – кинематограф. В ближайшем от дома кинотеатре Алёша с друзьями пересмотрел все демонстрировавшиеся там трофейные фильмы. И одно из первых сочинений Рыбникова – фантазия «Багдадский вор» написана под воздействием образов из одноименного и популярного в те годы фильма.
Одаренность ребенка подметили его близкие и мама отвела Алёшу в музыкальную школу. Хотя он сдавал экзамен сразу в два заведения – Центральную музыкальную школу при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского и Московскую среднюю специальную музыкальную школу им. Гнесиных, и был принят в оба, родители выбрали ЦМШ. Однако, композицию, которую Алексей не оставлял всё это время, в школе не преподавали. И тогда отец мальчика познакомил сына с выдающимся композитором ХХ века – Арамом Хачатуряном, который предложил Алёше заниматься в его классе.
Окончив в 1962 году музыкальную школу, Рыбников поступает в консерваторию, где продолжается его тесный контакт с учителем, в классе которого Алексей обучается затем и в аспирантуре. В 1969 году Рыбников был принят в Союз композиторов. После этого, в течение нескольких лет Алексей преподает на кафедре теоретических дисциплин и ассистирует в классе Хачатуряна. Но затем оставляет преподавательскую деятельность. В эти годы формируется индивидуальный авторский почерк, по которому любое произведение Рыбникова узнается буквально с первых тактов. Ему присущи по-особому щемящие и пронзительные темы, высокое благородство мелодических линий, выпуклость, почти визуальность образной сферы. Несмотря на то, что период 60-70х годов, в творчестве Рыбникова проходил под знаком классических симфонических традиций (композитор пишет камерные произведения для фортепиано; концерты для скрипки, для струнного квартета и оркестра, для баяна и оркестра русских народных инструментов, «Русскую увертюру» для симфонического оркестра и многие другие), уже с 1965 года Алексей создает музыку для кино. И его первым опытом становится короткометражный фильм «Лёлька», режиссера Павла Арсенова (1966). Композиторский дебют в новом жанре оказался настолько удачным, что за ним последовали одно за другим приглашения от режиссеров.
Все последующие десятилетия будет продолжаться тесное и плодотворное сотрудничество с кинематографом. С 1979 Алексей Рыбников – член Союза кинематографистов. За четыре десятилетия в кинематографе, Рыбниковым написана музыка более чем к сотне фильмам. Несмотря на общее, действительно огромное количество киноработ, некоторые стали своеобразными вехами в творчестве Рыбникова. Среди них музыка к фильмам:
- «Остров сокровищ» (1971) Евгения Фридмана;
- «Большое космическое путешествие» (1974) Валентина Селиванова – песни, прозвучавшие в фильме (на тексты Игоря Кохановского), получили моментальную известность;
- «Приключения Буратино» (1975). После выхода на экраны фильма про Буратино, был выпущен музыкальный альбом и пластинки едва успевали поступать в продажу, как их мгновенно раскупали; всего за год продали миллион виниловых дисков;
- «Про Красную Шапочку. Продолжение старой сказки» (1977), режиссера Леонида Нечаева;
- «Вам и не снилось...» (1980), режиссер-постановщик Илья Фрэз;
- «Тот самый Мюнхгаузен» (1981) Марка Захарова;
- «Русь изначальная» (1986) Геннадия Васильева, с которым Рыбникова объединила не одна совместная работа того периода;
- «Мы» («Алло, вы нас слышите?», 1990) – фильм латвийского режиссера-документалиста Юриса Подниекса, своей откровенностью и правдой о современном мире он произвел эффект разорвавшейся бомбы, а в 1991 году был удостоен премии «Золотой лев» на Венецианском фестивале;
- «Дети из бездны» (2000) – режиссер Павел Чухрай;
- «Звезда» Николая Лебедева – фильм, принесший композитору все мыслимые отечественные награды за музыку в кино, а также Государственную Премию РФ.
Спектакль «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» впервые был поставлен в 1976 году в Театре имени Ленинского комсомола. Режиссером «Звезды и смерти» был Марк Захаров, в свое время и предложивший Рыбникову работу над этим проектом. Музыкальное новаторство, сила и убедительность молодого композитора, его тонкое восприятие, казалось бы, чуждой мелодической культуры и привнесение на отечественную драматическую (!) сцену мира рок-музыки, с его жесткими ритмами, с одной стороны вызвали долгое неприятие цензурой (спектакль не принимали 11 раз, после чего, постановку все-таки разрешили).
С другой стороны, спектакль сразу же побил все рекорды популярности и признания. В 1977 году «Мелодия» выпустила двойной альбом «Звезды и смерти», занявший I место в хитпараде лучших грамзаписей.
Затем последовала опера-мистерия «Авось» (1979) известная широкому кругу публики, как «Юнона» и «Авось». В ней соединились основополагающие элементы музыкального мышления Рыбникова – традиции русской духовной музыки, народный фольклор, жанры массовой «городской» музыки, с образными, идейными и эстетическими приоритетами музыканта – идея искупления человеком своих грехов, его проступки и необходимость ответить за них, спасение в Божьей Любви и Прощении. Первоначально, музыкальная сфера была тесно переплетена с текстами из Православного Молитвослова и Псалмов. Затем, мощный эмоциональный стимул дали поэма поэта Андрея Вознесенского – «Авось» и тексты его стихов. Либретто оперы стало вместилищем духовного и светского начал.
Ленкомовская «Юнона и Авось» (премьера – в 1981 году) заметно отличается от оригинального произведения, хотя бы потому, что в ней практически иной сюжет. Как и прежняя постановка – «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», «Юнона и Авось» Захарова родилась, чтобы стать манифестом. Это провозглашение самостоятельности мышления, это оригинальность прочтения западных гранок жанра рок-оперы. Стремление Захарова сделать постановку менее религиозной по смыслу, более «роковой» по звучанию сыграла театру и самой опере в ее новой версии (не рыбниковской) на руку. Хотя, объективно, это уже другое произведение, не то, что у композитора. Акценты сместились. В центре оказался не страждущий человек, с его смятением, болью, поиском себя, своей души, а любовная история.
Третье музыкально-сценическое произведение Рыбникова – «Литургия Оглашенных» – создавалось на протяжении почти десяти лет. В нем соединились тексты и стихи величайших поэтов эпохи Возрождения, российских писателей и стихотворцев Серебряного века, пророчества и откровения о грядущем Конце Света…«Литургия» была поставлена в камерном зале в 1992 году. И с этого года начинается создание Театра. В 2017 году исполняется 25 лет Театру Алексея Рыбникова.
Что было потом? Успех, признание, восхищение, непрекращающиеся спектакли, собирающие в ограниченном пространстве 40-местного помещения самых видных представителей культуры, искусства, затем гастроли в Америке. «Литургия» обрела свой круг ценителей.
29 февраля 2000 года в легендарной пятой студии Дома звукозаписи прошла премьера сцен из музыкальной драмы Алексея Рыбникова «Оперный дом» в исполнении симфонического оркестра «Молодая Россия» и камерного хора радио под управлением дирижёра Марка Горенштейна. Музыка и исполнение были превосходны и возникла идея постановки музыкально-драматической композиции.
Как и прежде, Алексей Рыбников продолжает работать с вдохновением и энтузиазмом. Последние несколько лет отмечены внушительным количеством серьезных киноработ. Это музыка к картинам «Эффект ириса» (Изгнанник, 2004), режиссера Н. Лебедева, кинокомедии «Заяц над бездной» (2005) Тиграна Кеосаяна, телефильму Павла Лунгина «Дело о мертвых душах», картине «Андерсен. Жизнь без любви» Эльдара Рязанова (2006), фильмам «Волкодав из рода Серых псов» (2007) Николая Лебедева, «Отец» (2007) Ивана Соловова; «1612» (2007) Владимира Хотиненко и другим кинолентам.
В этот же период состоялась премьера Пятой симфонии композитора – «Воскрешение мертвых» (2005) для солистов, хора, органа и большого симфонического оркестра. На фестивале «Черешневый лес» симфонией продирижировал Теодор Курентзис. В оригинальном сочинении музыка переплетена с текстами на четырех языках (греческом, иврите, латыни и русском), взятыми из книг Ветхозаветных пророков. Вокально-симфоническими средствами Рыбников создает картину, оживающую в воображении и повергающую последовательно в отчаяние (Первая часть – воскрешение мертвых, призвание их на Страшный суд), скорбь – (Вторая часть – оплакивание всех погибших), в Третьей части – ужас перед силами зла, вызванными по воле Высшего судии и поверженными им, и общее ощущение могущества Бога, трепет и, одновременно радость предчувствия вечной жизни – в Четвертой части.
В 2005 году Алексей Рыбников отметил 60-летие юбилейным симфоническим концертом в Большом Зале Консерватории им П.И.Чайковского. Государственный академический симфонический оркестр России имени Е. Ф. Светланова, под руководством Марка Горенштейна исполнил произведения разных лет. В концерте принимали участие: скрипачка Алёна Баева и солистка Большого театра Ирина Долженко, концерт транслировался телеканалом «Культура». Триумф композитора сопровождался немыслимым количеством цветов!
В 2005 году Театр Алексея Рыбникова представил мюзикл – «Буратино» в Театре на Серпуховке совместно со звездами московских театров Светланой Немоляевой, Александром Лазаревым, Анной Большовой.
В новогодние праздники 2006-2007 годов Театр Алексея Рыбникова представил премьеру TJ шоу «Красная шапочка» на сцене концертного зала «Мир».
В 2007 годуТеатр Алексея Рыбникова представил в концертном зале «Мир» мюзикл для всей семьи «Буратино» совместно с рок-группой «Тайм-Аут». Мюзикл оказался грандиозным летним экспериментом, так как несмотря на «мертвый сезон» за лето прошло 120 спектаклей. Режиссером обоих спектаклей стал Александр Рыхлов, который десять лет работает с Рыбниковым и поставил почти все спектакли.
В 2007 году композитор представил на суд публики два своих новых произведения – Concerto Grosso «Синяя птица» – работа, навеянная пьесами Метерлинка, и «Северный сфинкс». В музыке последнего ощущается дыхание эпохи начала XIX века – времени правления Александра I, оживают картины придворной жизни, встают грозные призраки крестьянских бунтов. Ансамбль солистов ГАСО им. Светланова вместе с молодыми виртуозами Екатериной Мечетиной, Еленой Ревич, Борисом Андриановым и Дмитрием Илларионовым под руководством Сергея Гиршенко стали первыми исполнителями этих произведений, а фирма «Мелодия» выпустила отличный CD.
В январе 2008 года«Красная шапочка» была представлена в клубе «Эльдар» у Эльдара Рязанова. Осенью 2008 Театр Алексея Рыбникова представил на сцене концертного зала «Мир» – рок-оперу «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» при участии Дмитрия Колдуна, Светланы Светиковой, Игоря Сандлера, Дмитрия Четвергова и Валерии Ланской.
В 2009 специально для показа на фестивале Пьера Кардена в Лакосте Алексеем Рыбниковым была создана авторская версия рок-оперы «Юнона» и «Авось», премьера которой прошла с грандиозным успехом 3 июля 2009 года.Уже на протяжении 8 лет «Юнона и Авось. Авторская версия»с успехом идет на лучших сценах России и зарубежья: США, Канада, Франция, Германия, Израиль, Финляндия, а также в странах Балтии, Беларуси и Украине.
Осенью 2012 года Театр Алексея Рыбникова представил в театральном зале Дома музыки спектакль «Аллилуйя любви» в который вошли сцены из наиболее известных театральных произведений композитора, а также несколько тем из популярных фильмов (Рыбников написал музыку более чем к 100 лентам). Постановка была высоко оценена публикой и музыкальными критиками. Спектакль стал презентацией двух больших сцен из музыкальной драмы «Война и мир», над которой работает Рыбников последние 5 лет.
Алексею Рыбникову удается принимать активное участие в разнообразных культурных проектах. Его общественная и творческая деятельность отмечены Православной Церковью – Рыбников был удостоен ордена святого благоверного князя Даниила Московского, и светскими организациями. Среди последних событий – присуждение звания лауреата российской независимой премии поощрения высших достижений литературы и искусства «Триумф». А также в области меценатства и благотворительности «Добрый Ангел Мира».
30 января 2013 года в концертном зале им П.И.Чайковского с огромным успехом прошел концерт, посвященный 50-летию творческой деятельности композитора Алексея Рыбникова. В программе, исполненной Российским государственным симфоническим оркестром кинематографии под руководством дирижёра Сергея Скрипки прозвучали самые известные и любимые произведения Алексея Рыбникова, в том числе музыка к кинофильмам, ставшим легендами, во многом благодаря музыке.
В программе выступил также солист Дмитрий Илларионов (гитара),артисты Государственной творческой мастерской Алексея Рыбникова (Театр Алексея Рыбникова). Зал чествовал композитора бурными овациями. Те, кому не удалось попасть в концертный зал, могут увидеть запись концерта телеканала «Культура» на Youtube.
С 2013 по 2016 – очень плодотворный период в жизни театра и А. Рыбникова: поставлена новая версия рок-оперы «Хоакин Мурьета», состоялась премьера нового детского спектакля «Волк и семеро козлят», а также вместе с оркестром московской областной филармонии (худ. руководитель – Максим Дунаевский) были поставлены три одноактные оперы: Джанкарло Менотти «Телефон», Гаэтано Доницетти «Рита», Антонио Сальери «Сначала музыка, потом слова». На симфоническую музыку А. Рыбникова балетмейстер театра Жанна Шмакова поставила балет «Глазами клоуна».
В мае 2013 года Театр Алексея Рыбникова вернулся с успешных гастролей по США и Канаде, во время которых зрители по ту сторону океана увидели рок-оперу «Юнона и Авось» и мюзикл для детей и взрослых «Буратино».
23 октября 2013 года композитор Алексей Рыбников отметил 50-летие творческой деятельности юбилейным концертом в Большом Зале Московской Консерватории, где была представлена премьера концерта для виолончели с оркестром. Исполнителем был выдающийся музыкант – Александр Князев (ему же был посвящен концерт). Дирижер – Хориа Андрееску – известный румынский дирижер. И замечательный московский оркестр «Русская Филармония».
Симфоническую музыку Алексея Рыбникова исполняют многие оркестры России: Большой симфонический оркестр им. П.И. Чайковского (худ. руководитель Владимир Федосеев), Российский Национальный Филармонический оркестр (худ. руководитель – Владимир Спиваков), Государственный академический симфонический оркестр (худ. руководитель – Марк Горенштейн). Иркутский Симфонический оркестр, дирижёр – Илмар Лапиньш, Костромской Губернский симфонический оркестр, дирижер – Павел Герштейн, Петрозаводский, Воронежский, Нижегородский симфонические оркестры.
Одним из лучших исполнителей музыки Рыбникова является главный дирижер государственного симфонического оркестра Республики Татарстан – Александр Сладковский, с успехом исполнивший премьеры композитора и в Москве, и в Казани. Симфоническую музыку Алексея Львовича ждал большой успех в Будапеште и в Бухаресте в исполнении местных симфонических оркестров.
В 2015 г. в год своего 70-летия А. Рыбников написал и выпустил автобиографическую книгу «Коридор для слонов». В Ярославле прошел фестиваль, приуроченный к юбилею. В Таллине и Риге прошли юбилейные спектакли нашего театра «Юнона и Авось», «Хоакин Мурьета» и «Буратино».
С 2016 года Алексей Рыбников снимает кино. Он очень увлечен профессией режиссера и сценариста, ему это удается и скоро многочисленные поклонники композитора станут свидетелями его нового творческого восхождения. Уже снят фильм «Дух Соноры» по мотивам рок-оперы «Хоакин Мурьета», где почти все главные роли исполнили артисты Театра Рыбникова. И начались съемки музыкальных фильмов «Литургия Оглашённых» и фильма-балета «Каин», поставленного на симфоническую музыку композитора.
Награды и звания:
- Заслуженный деятель искусства РСФСР (1989)
- Народный артист РФ (1999)
- Лауреат Государственной премии РФ (2002)
- Кавалер Почетного золотого Знака «Общественное признание» (2005)
- Кавалер ордена Святого Благоверного князя Даниила Московского (2005)
- Кавалер ордена Дружбы (2006)
- Лауреат Российской независимой премии поощрения высших достижений литературы и искусства «Триумф» (2007)
- Кавалер ордена Дягилева (2007)
- Обладатель Международной Общественной Премии в области меценатства и благотворительности «Добрый Ангел Мира» (2007)
- Орден Почёта (2010)
- Лауреат национальных премий «Ника», «Золотой Овен», «Золотой орел», «Кинотавр» в области кинематографии
- Кавалер ордена Орла
- Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2017)