Художественный руководитель и создатель Театра
Алексей Львович Рыбников – композитор, Народный артист России, Лауреат государственной премии Российской Федерации
Алексей Рыбников родился в творческой семье – его отец был скрипачом, а мать – художницей. С первых дней жизни мальчика окружали музыка, рисунки и эскизы, выполненные рукой его мамы. В то же время, в числе самых ярких детских впечатлений, – кинематограф. В ближайшем от дома кинотеатре Алёша с друзьями пересмотрел все демонстрировавшиеся там трофейные фильмы. И одно из первых сочинений Рыбникова – фантазия «Багдадский вор» написана под воздействием образов из одноименного и популярного в те годы фильма.
Одаренность ребенка подметили его близкие и мама отвела Алёшу в музыкальную школу. Хотя он сдавал экзамен сразу в два заведения – Центральную музыкальную школу при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского и Московскую среднюю специальную музыкальную школу им. Гнесиных, и был принят в оба, родители выбрали ЦМШ. Однако, композицию, которую Алексей не оставлял всё это время, в школе не преподавали. И тогда отец мальчика познакомил сына с выдающимся композитором ХХ века – Арамом Хачатуряном, который предложил Алёше заниматься в его классе.
Окончив в 1962 году музыкальную школу, Рыбников поступает в консерваторию, где продолжается его тесный контакт с учителем, в классе которого Алексей обучается затем и в аспирантуре. В 1969 году Рыбников был принят в Союз композиторов. После этого, в течение нескольких лет Алексей преподает на кафедре теоретических дисциплин и ассистирует в классе Хачатуряна. Но затем оставляет преподавательскую деятельность. В эти годы формируется индивидуальный авторский почерк, по которому любое произведение Рыбникова узнается буквально с первых тактов. Ему присущи по-особому щемящие и пронзительные темы, высокое благородство мелодических линий, выпуклость, почти визуальность образной сферы. Несмотря на то, что период 60-70х годов, в творчестве Рыбникова проходил под знаком классических симфонических традиций (композитор пишет камерные произведения для фортепиано; концерты для скрипки, для струнного квартета и оркестра, для баяна и оркестра русских народных инструментов, «Русскую увертюру» для симфонического оркестра и многие другие), уже с 1965 года Алексей создает музыку для кино. И его первым опытом становится короткометражный фильм «Лёлька», режиссера Павла Арсенова (1966). Композиторский дебют в новом жанре оказался настолько удачным, что за ним последовали одно за другим приглашения от режиссеров.
Все последующие десятилетия будет продолжаться тесное и плодотворное сотрудничество с кинематографом. С 1979 Алексей Рыбников – член Союза кинематографистов. За четыре десятилетия в кинематографе, Рыбниковым написана музыка более чем к сотне фильмам. Несмотря на общее, действительно огромное количество киноработ, некоторые стали своеобразными вехами в творчестве Рыбникова. Среди них музыка к фильмам:
- «Остров сокровищ» (1971) Евгения Фридмана;
- «Большое космическое путешествие» (1974) Валентина Селиванова – песни, прозвучавшие в фильме (на тексты Игоря Кохановского), получили моментальную известность;
- «Приключения Буратино» (1975). После выхода на экраны фильма про Буратино, был выпущен музыкальный альбом и пластинки едва успевали поступать в продажу, как их мгновенно раскупали; всего за год продали миллион виниловых дисков;
- «Про Красную Шапочку. Продолжение старой сказки» (1977), режиссера Леонида Нечаева;
- «Вам и не снилось...» (1980), режиссер-постановщик Илья Фрэз;
- «Тот самый Мюнхгаузен» (1981) Марка Захарова;
- «Русь изначальная» (1986) Геннадия Васильева, с которым Рыбникова объединила не одна совместная работа того периода;
- «Мы» («Алло, вы нас слышите?», 1990) – фильм латвийского режиссера-документалиста Юриса Подниекса, своей откровенностью и правдой о современном мире он произвел эффект разорвавшейся бомбы, а в 1991 году был удостоен премии «Золотой лев» на Венецианском фестивале;
- «Дети из бездны» (2000) – режиссер Павел Чухрай;
- «Звезда» Николая Лебедева – фильм, принесший композитору все мыслимые отечественные награды за музыку в кино, а также Государственную Премию РФ.
Спектакль «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» впервые был поставлен в 1976 году в Театре имени Ленинского комсомола. Режиссером «Звезды и смерти» был Марк Захаров, в свое время и предложивший Рыбникову работу над этим проектом. Музыкальное новаторство, сила и убедительность молодого композитора, его тонкое восприятие, казалось бы, чуждой мелодической культуры и привнесение на отечественную драматическую (!) сцену мира рок-музыки, с его жесткими ритмами, с одной стороны вызвали долгое неприятие цензурой (спектакль не принимали 11 раз, после чего, постановку все-таки разрешили).
С другой стороны, спектакль сразу же побил все рекорды популярности и признания. В 1977 году «Мелодия» выпустила двойной альбом «Звезды и смерти», занявший I место в хитпараде лучших грамзаписей.
Затем последовала опера-мистерия «Авось» (1979) известная широкому кругу публики, как «Юнона» и «Авось». В ней соединились основополагающие элементы музыкального мышления Рыбникова – традиции русской духовной музыки, народный фольклор, жанры массовой «городской» музыки, с образными, идейными и эстетическими приоритетами музыканта – идея искупления человеком своих грехов, его проступки и необходимость ответить за них, спасение в Божьей Любви и Прощении. Первоначально, музыкальная сфера была тесно переплетена с текстами из Православного Молитвослова и Псалмов. Затем, мощный эмоциональный стимул дали поэма поэта Андрея Вознесенского – «Авось» и тексты его стихов. Либретто оперы стало вместилищем духовного и светского начал.
Ленкомовская «Юнона и Авось» (премьера – в 1981 году) заметно отличается от оригинального произведения, хотя бы потому, что в ней практически иной сюжет. Как и прежняя постановка – «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», «Юнона и Авось» Захарова родилась, чтобы стать манифестом. Это провозглашение самостоятельности мышления, это оригинальность прочтения западных гранок жанра рок-оперы. Стремление Захарова сделать постановку менее религиозной по смыслу, более «роковой» по звучанию сыграла театру и самой опере в ее новой версии (не рыбниковской) на руку. Хотя, объективно, это уже другое произведение, не то, что у композитора. Акценты сместились. В центре оказался не страждущий человек, с его смятением, болью, поиском себя, своей души, а любовная история.
Третье музыкально-сценическое произведение Рыбникова – «Литургия Оглашенных» – создавалось на протяжении почти десяти лет. В нем соединились тексты и стихи величайших поэтов эпохи Возрождения, российских писателей и стихотворцев Серебряного века, пророчества и откровения о грядущем Конце Света…«Литургия» была поставлена в камерном зале в 1992 году. И с этого года начинается создание Театра. В 2017 году исполняется 25 лет Театру Алексея Рыбникова.
Что было потом? Успех, признание, восхищение, непрекращающиеся спектакли, собирающие в ограниченном пространстве 40-местного помещения самых видных представителей культуры, искусства, затем гастроли в Америке. «Литургия» обрела свой круг ценителей.
29 февраля 2000 года в легендарной пятой студии Дома звукозаписи прошла премьера сцен из музыкальной драмы Алексея Рыбникова «Оперный дом» в исполнении симфонического оркестра «Молодая Россия» и камерного хора радио под управлением дирижёра Марка Горенштейна. Музыка и исполнение были превосходны и возникла идея постановки музыкально-драматической композиции.
Как и прежде, Алексей Рыбников продолжает работать с вдохновением и энтузиазмом. Последние несколько лет отмечены внушительным количеством серьезных киноработ. Это музыка к картинам «Эффект ириса» (Изгнанник, 2004), режиссера Н. Лебедева, кинокомедии «Заяц над бездной» (2005) Тиграна Кеосаяна, телефильму Павла Лунгина «Дело о мертвых душах», картине «Андерсен. Жизнь без любви» Эльдара Рязанова (2006), фильмам «Волкодав из рода Серых псов» (2007) Николая Лебедева, «Отец» (2007) Ивана Соловова; «1612» (2007) Владимира Хотиненко и другим кинолентам.
В этот же период состоялась премьера Пятой симфонии композитора – «Воскрешение мертвых» (2005) для солистов, хора, органа и большого симфонического оркестра. На фестивале «Черешневый лес» симфонией продирижировал Теодор Курентзис. В оригинальном сочинении музыка переплетена с текстами на четырех языках (греческом, иврите, латыни и русском), взятыми из книг Ветхозаветных пророков. Вокально-симфоническими средствами Рыбников создает картину, оживающую в воображении и повергающую последовательно в отчаяние (Первая часть – воскрешение мертвых, призвание их на Страшный суд), скорбь – (Вторая часть – оплакивание всех погибших), в Третьей части – ужас перед силами зла, вызванными по воле Высшего судии и поверженными им, и общее ощущение могущества Бога, трепет и, одновременно радость предчувствия вечной жизни – в Четвертой части.
В 2005 году Алексей Рыбников отметил 60-летие юбилейным симфоническим концертом в Большом Зале Консерватории им П.И.Чайковского. Государственный академический симфонический оркестр России имени Е. Ф. Светланова, под руководством Марка Горенштейна исполнил произведения разных лет. В концерте принимали участие: скрипачка Алёна Баева и солистка Большого театра Ирина Долженко, концерт транслировался телеканалом «Культура». Триумф композитора сопровождался немыслимым количеством цветов!
В 2005 году Театр Алексея Рыбникова представил мюзикл – «Буратино» в Театре на Серпуховке совместно со звездами московских театров Светланой Немоляевой, Александром Лазаревым, Анной Большовой.
В новогодние праздники 2006-2007 годов Театр Алексея Рыбникова представил премьеру TJ шоу «Красная шапочка» на сцене концертного зала «Мир».
В 2007 годуТеатр Алексея Рыбникова представил в концертном зале «Мир» мюзикл для всей семьи «Буратино» совместно с рок-группой «Тайм-Аут». Мюзикл оказался грандиозным летним экспериментом, так как несмотря на «мертвый сезон» за лето прошло 120 спектаклей. Режиссером обоих спектаклей стал Александр Рыхлов, который десять лет работает с Рыбниковым и поставил почти все спектакли.
В 2007 году композитор представил на суд публики два своих новых произведения – Concerto Grosso «Синяя птица» – работа, навеянная пьесами Метерлинка, и «Северный сфинкс». В музыке последнего ощущается дыхание эпохи начала XIX века – времени правления Александра I, оживают картины придворной жизни, встают грозные призраки крестьянских бунтов. Ансамбль солистов ГАСО им. Светланова вместе с молодыми виртуозами Екатериной Мечетиной, Еленой Ревич, Борисом Андриановым и Дмитрием Илларионовым под руководством Сергея Гиршенко стали первыми исполнителями этих произведений, а фирма «Мелодия» выпустила отличный CD.
В январе 2008 года«Красная шапочка» была представлена в клубе «Эльдар» у Эльдара Рязанова. Осенью 2008 Театр Алексея Рыбникова представил на сцене концертного зала «Мир» – рок-оперу «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» при участии Дмитрия Колдуна, Светланы Светиковой, Игоря Сандлера, Дмитрия Четвергова и Валерии Ланской.
В 2009 специально для показа на фестивале Пьера Кардена в Лакосте Алексеем Рыбниковым была создана авторская версия рок-оперы «Юнона» и «Авось», премьера которой прошла с грандиозным успехом 3 июля 2009 года.Уже на протяжении 8 лет «Юнона и Авось. Авторская версия»с успехом идет на лучших сценах России и зарубежья: США, Канада, Франция, Германия, Израиль, Финляндия, а также в странах Балтии, Беларуси и Украине.
Осенью 2012 года Театр Алексея Рыбникова представил в театральном зале Дома музыки спектакль «Аллилуйя любви» в который вошли сцены из наиболее известных театральных произведений композитора, а также несколько тем из популярных фильмов (Рыбников написал музыку более чем к 100 лентам). Постановка была высоко оценена публикой и музыкальными критиками. Спектакль стал презентацией двух больших сцен из музыкальной драмы «Война и мир», над которой работает Рыбников последние 5 лет.
Алексею Рыбникову удается принимать активное участие в разнообразных культурных проектах. Его общественная и творческая деятельность отмечены Православной Церковью – Рыбников был удостоен ордена святого благоверного князя Даниила Московского, и светскими организациями. Среди последних событий – присуждение звания лауреата российской независимой премии поощрения высших достижений литературы и искусства «Триумф». А также в области меценатства и благотворительности «Добрый Ангел Мира».
30 января 2013 года в концертном зале им П.И.Чайковского с огромным успехом прошел концерт, посвященный 50-летию творческой деятельности композитора Алексея Рыбникова. В программе, исполненной Российским государственным симфоническим оркестром кинематографии под руководством дирижёра Сергея Скрипки прозвучали самые известные и любимые произведения Алексея Рыбникова, в том числе музыка к кинофильмам, ставшим легендами, во многом благодаря музыке.
В программе выступил также солист Дмитрий Илларионов (гитара),артисты Государственной творческой мастерской Алексея Рыбникова (Театр Алексея Рыбникова). Зал чествовал композитора бурными овациями. Те, кому не удалось попасть в концертный зал, могут увидеть запись концерта телеканала «Культура» на Youtube.
С 2013 по 2016 – очень плодотворный период в жизни театра и А. Рыбникова: поставлена новая версия рок-оперы «Хоакин Мурьета», состоялась премьера нового детского спектакля «Волк и семеро козлят», а также вместе с оркестром московской областной филармонии (худ. руководитель – Максим Дунаевский) были поставлены три одноактные оперы: Джанкарло Менотти «Телефон», Гаэтано Доницетти «Рита», Антонио Сальери «Сначала музыка, потом слова». На симфоническую музыку А. Рыбникова балетмейстер театра Жанна Шмакова поставила балет «Глазами клоуна».
В мае 2013 года Театр Алексея Рыбникова вернулся с успешных гастролей по США и Канаде, во время которых зрители по ту сторону океана увидели рок-оперу «Юнона и Авось» и мюзикл для детей и взрослых «Буратино».
23 октября 2013 года композитор Алексей Рыбников отметил 50-летие творческой деятельности юбилейным концертом в Большом Зале Московской Консерватории, где была представлена премьера концерта для виолончели с оркестром. Исполнителем был выдающийся музыкант – Александр Князев (ему же был посвящен концерт). Дирижер – Хориа Андрееску – известный румынский дирижер. И замечательный московский оркестр «Русская Филармония».
Симфоническую музыку Алексея Рыбникова исполняют многие оркестры России: Большой симфонический оркестр им. П.И. Чайковского (худ. руководитель Владимир Федосеев), Российский Национальный Филармонический оркестр (худ. руководитель – Владимир Спиваков), Государственный академический симфонический оркестр (худ. руководитель – Марк Горенштейн). Иркутский Симфонический оркестр, дирижёр – Илмар Лапиньш, Костромской Губернский симфонический оркестр, дирижер – Павел Герштейн, Петрозаводский, Воронежский, Нижегородский симфонические оркестры.
Одним из лучших исполнителей музыки Рыбникова является главный дирижер государственного симфонического оркестра Республики Татарстан – Александр Сладковский, с успехом исполнивший премьеры композитора и в Москве, и в Казани. Симфоническую музыку Алексея Львовича ждал большой успех в Будапеште и в Бухаресте в исполнении местных симфонических оркестров.
В 2015 г. в год своего 70-летия А. Рыбников написал и выпустил автобиографическую книгу «Коридор для слонов». В Ярославле прошел фестиваль, приуроченный к юбилею. В Таллине и Риге прошли юбилейные спектакли нашего театра «Юнона и Авось», «Хоакин Мурьета» и «Буратино».
С 2016 года Алексей Рыбников снимает кино. Уже сняты фильмы "Дух Соноры" по мотивам рок-оперы "Хоакин Мурьетта" и "Литургия оглашенных" - произведения, которые композитор давно задумывал перевести на язык кино. Близок к завершению автобиографический фильм-балет "Потерянный". Рыбников продолжает развитие жанра музыкального кино, ищет новые музыкальные и изобразительные возможности, создает собственную эстетическую платформу в этом жанре. Многие артисты театра исполняют в фильмах главные роли.
2017 год стал годом новых наград, признаний заслуг, публичного успеха. Алексей Рыбников был награжден Орденом "За заслуги перед Отечеством" четвертой степени, был избран Председателем Совета Союза композиторов РФ, стал лауреатом премии Президента РФ за 2017 год в области литературы и искусства. Уже многие годы Алексей Рыбников является доверенным лицом Президента РФ.
В 2018 году в рамках международного фестиваля современной музыки «Конкордия» им. Софии Губайдулиной в Казани прошел концерт, посвященный музыке Алексея Рыбникова.
На пресс-подходе, предваряющем первое отделение концерта, Алексей Рыбников говорил о том, что трактовка его сочинений главным дирижером и художественным руководителем ГСО РТ Александром Сладковским стала для него приятной неожиданностью. Действительно, маэстро обладает редкой способностью, пропуская через собственную душу музыкальный материал, придавать ему новые смыслы.
Все сочинения Алексея Рыбникова, исполненные в концерте, для казанских меломанов, до отказа заполнивших концертный зал, были премьерными. В этом и заключается одна из сверхзадач фестиваля современной музыки — просветительская. Каждый фестивальный вечер дарит публике знакомство с новыми, доселе не исполнявшимися в Казани произведениями.
В мае 2021 года Алексей Рыбников поставил оперу-драму "Le prince André. Князь Андрей Болконский" на сцене театра Et Ceterа.
Композитор интегрирует различные музыкальные стили и приемы от рока до барокко, от надрыва Малера до драматизма Шостаковича, от лирических мелодий, основанных на простых секвенциях до атональных кульминаций. При этом все это богатство языка не только не эклектично и не вторично, но абсолютно узнаваемо как неповторимый, яркий, индивидуальный стиль композитора Алексея Рыбникова.
В «Князе Андрее» Рыбников не только композитор и либреттист, он и постановщик. И в этом тоже ноу-хау, связанное с особенностями драматургии: выстроить визуальный ряд в спектакле, где все диктует музыка, соединенная с гениальным текстом Толстого, - конечно, же лучше композитора это никто не сделает.
Благодаря умело выстроенной сюжетной линии современный зритель сможет глубже проникнуть в атмосферу светского общества XIX века, понять, что двигало героями Толстого, оценить и переложить на текущие реалии вызовы XIX века. Ведь в салоне Анны Шерер, например, вы услышите рэп! В самой опере-драме также есть и рок-вокал, и бельканто, и мелодекламация.
Все композиции исполняются вживую в сопровождении оркестра. Среди исполнителей ролей — оперные певцы, поющие актеры драмы и молодые артисты, известные широкой публике по участию в шоу «Голос» на Первом канале, а также актеры театра Алексея Рыбникова и театра «Новый балет».
20 января 2023 года в Будапеште с огромным успехом состоялась Европейская премьера Концерта для виолончели с оркестром Алексея Рыбникова в Большом зале Музыкальной Академии имени Ференца Листа.
Произведение исполнил венгерский MÁV Symphony Orchestra, а в качестве солиста выступил блестящий молодой виолончелист – лауреат международных конкурсов Эндре Станковски. За дирижерский пульт встал главный дирижер Венгерской национальной Оперы и художественный руководитель музыкального фестиваля «Барток+» Гергей Кешшеяк.
Во вступительном слове маэстро Гергей Кешшеяк отметил, что музыка великих композиторов не имеет границ, и что исполнение яркого и самобытного произведения Алексея Рыбникова в Европе способствует взаимопониманию и культурному обогащению наших народов. Европейская публика по достоинству оценила Концерт для виолончели Алексея Рыбникова, устроив в финале бурную овацию, которая продолжалась несколько минут.
10 декабря в Храме Покрова Пресвятой Богородицы в Филях прозвучала первая часть цикла «Sequentia Ultima» - хорового концерта «Тишайшие молитвы». В записи, которую услышали гости, принимали участие несколько хоров: Московский синодальный хор, Государственный академический русский хор им.Свешникова, хор Московской консерватории, Государственная академическая капелла им. Юрлова. Всего около 400 человек.
Услышанное никого не оставило равнодушным, и гости еще какое-то время не уходили, обсуждая произошедшее. Многим хотелось стоять (в средней части храма, перед иконостасом были предусмотрены сидячие места для всех гостей), как во время службы в храме. Некоторые из гостей поделились мнением, что эта музыка должна исполняться только в подобной церковной атмосфере. Некоторые, наоборот, ждут, когда можно будет услышать эту ораторию в большом зале, так как она является составной частью большой тетралогии Алексея Львовича «Sequentia Ultima».
«Светлое начало обязательно должно появиться, возродиться на каком-то новом витке. Во всяком случае, я свою жизнь положил на то, чтобы существовала именно такая музыка», — говорит Алексей Рыбников.
Награды и звания:
- Заслуженный деятель искусства РСФСР (1989)
- Народный артист РФ (1999)
- Лауреат Государственной премии РФ (2002)
- Кавалер Почетного золотого Знака «Общественное признание» (2005)
- Кавалер ордена Святого Благоверного князя Даниила Московского (2005)
- Кавалер ордена Дружбы (2006)
- Лауреат Российской независимой премии поощрения высших достижений литературы и искусства «Триумф» (2007)
- Кавалер ордена Дягилева (2007)
- Обладатель Международной Общественной Премии в области меценатства и благотворительности «Добрый Ангел Мира» (2007)
- Орден Почёта (2010)
- Лауреат национальных премий «Ника», «Золотой Овен», «Золотой орел» (2010, 2024), «Кинотавр» в области кинематографии
- Кавалер ордена Орла
- Кавалер ордена Преподобного Серафима Саровского
- Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2017)
- Лауреат премии Президента РФ в области литературы и искусства (2018)
- Орден «За заслуги в культуре и искусстве» (2022)