Европейская премьера Концерта для виолончели с оркестром Алексея Рыбникова с огромным успехом состоялась в Будапеште в Большом зале Музыкальной Академии имени Ференца Листа 20 января 2023 года.
Произведение исполнил венгерский MÁV Symphony Orchestra, а в качестве солиста выступил блестящий молодой виолончелист – лауреат международных конкурсов Эндре Станковски. За дирижерский пульт встал главный дирижер Венгерской национальной Оперы и художественный руководитель музыкального фестиваля «Барток+» Гергей Кешшеяк.
Во вступительном слове маэстро Гергей Кешшеяк отметил, что музыка великих композиторов не имеет границ, и что исполнение яркого и самобытного произведения Алексея Рыбникова в Европе способствует взаимопониманию и культурному обогащению наших народов. Европейская публика по достоинству оценила Концерт для виолончели Алексея Рыбникова, устроив в финале бурную овацию, которая продолжалась несколько минут.
– История моего знакомства с Алексеем Рыбниковым очень долгая, – рассказал Гергей Кешшеяк, – Один мой коллега – оперный исполнитель – предложил мне как-то послушать магнитофонную кассету, зная мой вкус и будучи уверенным, что мне такое понравится. Я послушал – и потом не мог думать ни о чем, кроме этой музыки, переслушивая ее вновь и вновь. Я точно знал, что хочу дирижировать ею, слушать, понимать ее и познакомиться с ее автором. Это была рок-опера «Юнона и Авось». Можно спорить, рок это или нет. Но это точно оперная музыка, и в ней используются славянская культура, ее язык и содержание. Это не просто мировое произведение, а мировой шедевр. У нас такого либо не было, либо об этом мало кто знал. Я стал интересоваться дальше и искал другие произведения Алексея Рыбникова. Позднее узнал, что у него есть Симфония № 5 и Симфония № 6.
Впечатлившись и симфоническими произведениями Алексея Рыбникова Гергей Кешшеяк через директора оперного фестиваля «Барток+» пригласил российского композитора в качестве председателя жюри международного оперного конкурса «Барток+», где и состоялось их личное знакомство. С тех пор Гергей Кешшеяк неоднократно обращался к творчеству Алексея Рыбникова и продолжает это делать на регулярной основе.
– Я уже исполнял такие произведения Алексея Рыбникова, как оратория «Воскрешение мертвых» (Симфония №5) – четвертую часть частью театрально-музыкального цикла Sequentia Ultima – и капприччио для скрипки «Ночная песнь», – признался Гергей Кешшеяк. – В марте этого года Симфонию № 6 – вторую часть частью театрально-музыкального цикла Sequentia Ultima – я обязательно исполню в городе Печ, где великолепный зал с замечательной акустикой и восхитительный симфонический оркестр. А еще у Алексея Рыбникова есть замечательная опера-драма «Le prince André. Князь Андрей Болконский» по мотивам романа Льва Толстого «Война и мир». В моих планах обязательно сделать ее постановку, потому что Алексей Рыбников, помимо всего прочего, не только композитор, но и талантливый кинорежиссер. Конечно, создать спектакль с дымом с лазером, с танцами, с пантомимой было бы грандиозно, и мы собираемся сделать постановку оперы-драмы, которой я буду дирижировать.